(Про ойратское племя) ХОШОУДЫ - ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ (Хошуд улс) В средние века, во времена расцвета ойратского государства, одним из самых могущественных западномонгольских племен были хошоуды. Хошоудские нойоны, потомки Хабуту-Хасара (калм. Хавт Хаср - Ловкий Волкодав), имели огромное влияние на всеойратском хурале, который именовался "чуулган". Как повествуют древние сказания, Байбагас-тайша, сидя в походном дворце о пятнадцати решетках терме и распялив пальцы молвит: "Кто на всем свете пока еще цел, чтобы со мною равняться посмел?"(Ойратская историческая песнь)* Как уже было сказано выше хошоудские нойоны ведут свое происхождение от Хабуту-Хасара, он же Джочи-Хасар, один из братьев Чингис-хана. Этноним "хошоуд"(хошоут, хошуд, хошут, хошеут) происходит от слова "хошун" - авангард. Предки хошоудов входили в хошун (авангард) монгольского войска, т.е. шли впереди. Воин, идущий в передовом отряде, должен без страха и колебаний смотреть в лицо смерти, так как вместе с соратниками принимает на себя самый сильный удар противника. Поэтому, для службы в хошуне отбирались только самые смелые и отважные, сильные духом люди. После того как стал рушиться "Ики Монгол Улус", а войска Великого Хана распались, хошоуды, не теряя единства и сохраняя верность роду борджигин, под высокою рукою потомков Хабуту-Хасара образовали собственный улус. В конце XIV века хошоуды, возглавляемые братьями Арак-Темуром и Ерек-Темуром, изьявили покорность ойратскому Тогон-тайши и, войдя в состав ойратов, приняли активное участие в его судьбе. Первым из хошоудов, возглавивших ойратский чуулган, стал Бубей-мирза (Бубей-чинсан). Через много лет его внук, сын Хан-Нойон-Хонгра, Байбагас-тайша стал заведывать "делами государства и религии" ойратов. Так, в 1615 году, по его инициативе все ойратские нойоны приняли решение посвятить в буддийские монахи по одному из своих сыновей. Байбагас отдал в монахи пасынка по имени Шара-Хаваг (Шар-Хавг). Шара-Хаваг, также как и Байбагас, происходил из борджигинов, по сути они были близкими родственниками. Отца Шара-Хавага звали Баава-хан, а дед его Кюнгкю-Заячи (калм. Күңк-Заяч - предсказатель судьбы) был великим провидцем. В возрасте 17 лет отправившись на учебу в Страну Снегов* Шара-Хаваг, проявив немалое рвение к учебе и показав глубокий ум, достиг больших высот в духовных практиках и различных науках. За время учебы он получил почетное духовное звание Рабджамба. В монгольском мире он прославился как Намкай Джамцо Зая-Пандит, создав ойрат-монгольское письмо Тодо Бичиг. Еще одним из выдающихся лидеров ойратского народа был сын Байбагаса Очирту, получивший от Далай-Ламы титул цецен-хана. Также прославился и сын Очирту-Цецен-хана, внук Байбагаса, непобедимый богатырь Галдама. Самые отважные воины и дети великих ханов и нойонов считали за честь служить в его отряде. Он был любим народом и был увековечен в многочисленных сказаниях, песнях, легендах. С историей хошоудов связана и история Тибета. С 1637 по 1641 года совместные силы всех ойратских племен вторглись в Тибет, поддержав тем самым школу Гелуг и Далай-Ламу. Священные земли решено было оставить хошоудам, предводительствуемым нойоном Туру-байху. Став правителем Страны Снегов, Туру-Байху получил от Далай-Ламы титул Гуши-хан. В течение нескольких лет на новые территории перекочевала основная масса хошоудов. Так началась история Хошоудского (Кукунорского*) ханства. За чуть более полувека существования ханства кукунорские хошоуды активно учавствовали во внутриполитической жизни как ойратов, так и Тибета. В 1705 году хошоудский Лхавсан-хан разгромил тибетские войска, а в 1714 году хошоуды начали войну с Бутаном(государство на севере Индийского п-ва). На Волге хошоуды появились в результате захвата торгоудским Аюши-тайши (будущим калмыцким ханом) улуса Аблай-тайши в 1657 году (сам Аблай погиб во время сражения). В 60-е годы 17-го века на территории торгоудского ханства появляются новые группы хошоудов. Среди них улус Кундулен-Убаши (калм. Көндлң-Увш), составлявший 3000 кибиток. В 1771 году, следуя за Убаши-ханом хошоудский улус вернулся в Джунгарию. Хошоудский нойон Замьян, оставшийся всего с несколькими десятками кибиток, получил тысячу кибиток, тех, кто не успел переправиться для откочевки в Джунгарию. Таким образом, у Замьяна в Хошоудовском улусе находились в подчинении, кроме незначительного количества хошоудов, торгоуды, дербеты, хойты, хахачины, теленгуты и другие более мелкие племена и рода. Во время Отечественной войны 1812-го года владелец Хошоудовского улуса нойон Серебджаб Тюмень, командуя Вторым Астраханским калмыцким полком, проявив доблесть и талант военначальника, был удостоен многих наград, в том числе ордена святого Георгия. В память о победе над Наполеоном Серебджаб и его брат Баатур-Убаши, автор "Сказания о Дербен Ойратах"* возвели знаменитый Хошоудовский хурул. В свое время, гостя у Серебджаб Тюменя, хурул посещали многие известные люди, среди которых и Александр Дюма, пораженный образованностью и богатством нойона и красотою возведенного им хурула. Нойоны Тюмени по происхождению были хойтами, а точнее потомками нойона Дегжита, после разгрома Джунгарского ханства маньчжуро-китайцами приведшего свой улус на Волгу. Сын Дегжита Тюмень-Джиргалан был усыновлен Замьяном, таким образом хойтские нойоны Тюмени стали правителями хошоудовского улуса. В наше время хошоуды проживают в некоторых областях (напр. Баян-гол) Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, провинциях Ганьсу и Цинхай (Кукунор), небольшие группы в западной Монголии и Калмыкии (пос. Сарпа Кетченеровского района, частично Юстинский и Октябрьский районы) 1) Ойратская историческая песнь о поражении ойратами халхаского Убаши-хунтайджи. 2) Страна Снегов (калм. Цастын Орн) - одно из ойратских названий Тибета (калм. Зу) 3) Кукунор (калм. Көк нур) - озеро на Севере Тибета и одноименная местность 4) Существует два одноименных произведения ойрат-калмыцкой литературы различных авторов: "Сказание о дербен-ойратах Габан Шараба"(калм. Эмч hавң Шарв. Дөрвн Өөрдин түүк) и "Сказание о Дербен Ойратах, составленное хошоудским нойоном Баатур-Убаши Тюменем"(калм. Хальмг хаадын тууҗиг бичн товч оршва)